«Bce cбудeтcя, cтoит тoлькo pacxoтeть»: 17 пpaвил жизни Фaины Paнeвcкoй
«У меня не плохой характер, он просто есть», — говорила Раневская. И с этим сложно не согласиться. Незадолго до смерти она попросила написать на ее могиле: «Умерла от отвращения». Но эту ее просьбу никто не исполнил…
Фаина Георгиевна Раневская родилась с именем Фаина Гиршевна Фельдман. Её отец был таганрогским миллионером. Когда Фаина сказала отцу, что хочет стать актрисой, тот ответил ей, что с такой внешностью ее никто никуда не возьмет.
После этого Раневская навсегда ушла из дома. Ей было всего 18 лет. Больше родителей она никогда не видела. Лишь писала о них в советских анкетах: «Мой отец был небогатый нефтепромышленник» (уже смешно!)
Вначале ни одна известная театральная школа не приняла девушку — ее посчитали недостаточно способной. Эта нелепая, застенчивая, сентиментальная девица с крупным носом и большими бровями ещё и заикалась. Правда на сцене этот дефект чудесным образом пропадал.
«У меня не плохой характер, он просто есть», — говорила Фаина.
И с этим сложно не согласиться. Сильная духом девушка жила практически впроголодь, питаясь лишь хлебом и водой, чтобы оплатить частные уроки. Небольшие деньги она получала за работу в массовке провинциальных театров.
После этого тернистый путь Фаины пролегал через полстраны — актриса выступала на подмостках от Ростова до Баку. Замуж она так и не вышла, объяснение было простым — свое сердце артистка оставила в театре.
За почти 60-летнюю карьеру Раневская сыграла несколько десятков ролей на сцене и более 20 в кино, принимала участие в озвучивании мультфильмов.
Знаменитую реплику Раневской «Муля, не нервируй меня!» в фильме «Подкидыш» цитировала вся страна. На вручении актрисе ордена Ленина ее повторил сам генсек Брежнев. Фаина и тут за словом в карман не полезла: «Леонид Ильич, ко мне так обращаются или мальчишки, или хулиганы». «Простите, но я вас очень люблю», — смутился генсек.
Сложности характера и манера говорить прямо и открыто, часто рождали анекдоты из жизни.
Актриса, приглашая к себе домой коллег, предупредила о неисправном звонке:
— Когда придете ко мне, лучше стучите ногами — сказала Раневская.
— Отчего же ногами? — спросили коллеги
— Уверена, что придете вы ко мне не с пустыми руками.
У Раневской было слабое здоровье — она часто лежала в больницах. Но и здесь актрису не покидало чувство самоиронии. На вопрос «Вы заболели, Фаина Георгиевна?», она отвечала: «Нет, я просто так выгляжу».
Часто она садилась на вегетарианскую диету. Фаина говорила, что не может есть мясо. По словам актрисы, ее преследовали мысли, что «оно смотрело, любило, ходило».
Она жила в квартире со скромной мебелью. Со множеством любимых фотографий, приколотых к стенам иголками от инъекций, с постоянно незапертой дверью и обожаемой собакой Мальчиком, подобранной на Тверском бульваре с отмороженными лапами.
Раневская считала, что у собак больше сострадания и благородства, чем у людей. Этот пес и стал спутником ее жизни.
Ткань на юбке Раневской от долгой носки истончилась. Фаина Георгиевна скорее с удовольствием, чем с сожалением, констатировала: «Напора красоты не может сдержать ничто!».
На вопрос, что для нее самое трудное, Раневская сообщила: «О, самое трудное я делаю до завтрака. Встаю с постели».
Она всю жизнь очень боялась различных вербовщиков из НКВД. Ей кто-то посоветовал как быть:
— Скажи им, что ты кричишь во сне — и они сразу отвяжутся.
К счастью, никто ее вербовать не стал. Спустя много лет ей стали предлагать вступить в партию. И она совершенно всерьез ответила:
— Я кричу во сне!
Пушкин — целая глава ее жизни. Портрет Пушкина занимал в комнате Раневской самое видное место. Томик поэта непременно должен был быть под рукой: когда она направлялась завтракать, когда садилась в кресло у телефона, и ни один разговор с друзьями не обходился без пушкинской темы.
У Раневской были слабые легкие. Врачи постоянно удивлялись, чем она дышит? Ответ был готов заранее:
— Я дышу Пушкиным.
Из сотен афоризмов, разбросанных Раневской по пути — когда ненароком, когда сгоряча — есть такие, который могут стать правилами жизни:
- Оптимизм — это недостаток информации.
- Есть люди, в которых живет Бог; есть люди, в которых живет Дьявол; а есть люди, в которых живут только глисты.
- Женщина, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?
- Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.
- Есть такие люди, к которым просто хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли без мозгов жить.
- Здоровье — это когда у вас каждый день болит в другом месте.
- Отпускайте идиотов и клоунов из своей жизни — цирк должен гастролировать
- Даже под самым пафосным павлиньим хвостом всегда находится обыкновенная куриная ж*па.
- Нет толстых женщин, есть маленькая одежда.
- Я заметила, что если не кушать хлеб, сахар, жирное мясо, не пить пиво с рыбкой — морда становится меньше, но грустнее.
- Сказка — это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль — это когда наоборот.
- Жалость раздают бесплатно, а вот зависть нужно заслужить.
- Красота — страшная сила, и с каждым годом все страшнее и страшнее.
- Деньги, конечно, грязь, но до чего же лечебная!
- Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению.
- Бог мой, как я стара — я еще помню порядочных людей!
- Если женщина идет с опущенной головой — у неё есть любовник! Если женщина идет с гордо поднятой головой — у неё есть любовник! Если женщина держит голову прямо — у неё есть любовник! И вообще — если у женщины есть голова, то у неё есть любовник!
Фаина Раневская незадолго до своей смерти попросила написать на ее могиле: «Умерла от отвращения». Но эту ее просьбу никто не исполнил.
Она похоронена на Новом Донском кладбище в Москве. Охраняет покой Фаины Георгиевны фигурка ее пса Мальчика, который пережил свою хозяйку на шесть лет. А поклонники таланта великой актрисы до сих пор приносят к надгробию корзины с живыми цветами.
В честь Фаины Раневской назван астероид. А в Петербурге ей установлен памятник, на котором написано: «Все сбудется, стоит только расхотеть».
По материалам — Молодость как личная реальность