Дмитрий Лихачев о том, как отличить достойного человека от фальшивого

 

Интеллигентом нельзя притвориться (с) Д.С.Лихачев
Ровесники моего мужа с завистью говорят о чиновниках. Мол, ничего не делают, а деньги колоссальные получают. А подрастающее поколение все как один хотят быть блоггерами или тик-токерами: разговариваешь или танцуешь на камеру, а на твои счета спонсоры перечисляют внушительные гонорары.
Никто не хочет расти над собой, трудиться, упорствовать, преодолевать, вкалывать, ошибаться, разочаровываться, сгорать от стыда, падать, ударяться, вставать с колен и вновь пытаться сделать то, что сначала кажется непосильным.
Все хотят скатерть самобранку и ковер-самолет. Легкого успеха. Оказаться в нужном месте в нужное время.
А если нельзя получить все жизненные блага легко, то зачем гнуть спину? Жизнь-то одна. Коль платят копейки, то и работать мы будем спустя рукава. И это замкнутый круг, из которого общество никогда не выберется.
В интернете я нашла избранные цитаты Дмитрия Сергеевича Лихачева, и когда я изучила текст, мне показалось, что это — настоящая инструкция по применению о том, как надо жить. И какой меркой людей мерить.
Кто с деньгами, тот и на коне. Таков портрет героя нашего времени. Но это — потребительская, обывательская точка зрения. Человек истинный, целостный и настоящий во все времена был один. Вот его портрет:
О культуре речи
Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Речь характеризует человека в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать.
Об интеллекте
Тяжко, братья, голове без плеч, Горько телу, коль оно безглаво.
«Горе от ума» — писал Грибоедов. И правда, чем больше знаешь, тем меньше веришь людям. Но не знать, не понимать и не уметь анализировать — это словно быть слепым и блуждать в жизни наощупь.
О том, что надо быть проще
Простота и «тишина» в человеке, правдивость, отсутствие претензий в одежде и поведении – вот самая привлекательная «форма» в человеке, которая становится и его самым элегантным содержанием.

Дмитрий Лихачев о том, как отличить достойного человека от фальшивого
Интеллигентом нельзя притвориться (с) Д.С.Лихачев
Ровесники моего мужа с завистью говорят о чиновниках. Мол, ничего не делают, а деньги колоссальные получают. А подрастающее поколение все как один хотят быть блоггерами или тик-токерами: разговариваешь или танцуешь на камеру, а на твои счета спонсоры перечисляют внушительные гонорары.
Никто не хочет расти над собой, трудиться, упорствовать, преодолевать, вкалывать, ошибаться, разочаровываться, сгорать от стыда, падать, ударяться, вставать с колен и вновь пытаться сделать то, что сначала кажется непосильным.
Все хотят скатерть самобранку и ковер-самолет. Легкого успеха. Оказаться в нужном месте в нужное время.
А если нельзя получить все жизненные блага легко, то зачем гнуть спину? Жизнь-то одна. Коль платят копейки, то и работать мы будем спустя рукава. И это замкнутый круг, из которого общество никогда не выберется.
В интернете я нашла избранные цитаты Дмитрия Сергеевича Лихачева, и когда я изучила текст, мне показалось, что это — настоящая инструкция по применению о том, как надо жить. И какой меркой людей мерить.
Кто с деньгами, тот и на коне. Таков портрет героя нашего времени. Но это — потребительская, обывательская точка зрения. Человек истинный, целостный и настоящий во все времена был один. Вот его портрет:
О культуре речи
Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Речь характеризует человека в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать.
Об интеллекте
Тяжко, братья, голове без плеч, Горько телу, коль оно безглаво.
«Горе от ума» — писал Грибоедов. И правда, чем больше знаешь, тем меньше веришь людям. Но не знать, не понимать и не уметь анализировать — это словно быть слепым и блуждать в жизни наощупь.
О том, что надо быть проще
Простота и «тишина» в человеке, правдивость, отсутствие претензий в одежде и поведении – вот самая привлекательная «форма» в человеке, которая становится и его самым элегантным содержанием.

О хороших манерах
В основе всех хороших манер лежит забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.
Когда-то во времена революции высший свет выселили из их просторных квартир, наполненных изысканным фарфором и серебряной посудой, из квартир, где хранилась французская и немецкая литература и стоял рояль посреди комнаты.
Манеры оказались не нужны. Востребованы были наглость и нахрапистость. А теперь эта страница истории воспринимается обществом как одна из самых трагических, варварских.
Да и над новыми русскими, которые считали себя хозяевами жизни в 90-е годы теперь посмеиваются…
О достоинстве
Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже.
Честь, долг. К этим словам люди относятся как к рудименту, если они стоят на пути достижения цели. Многие идут на сделку со своей совестью, считая, что результат все окупит. А он никогда не окупается такой ценой.
О жадности
Жадность — это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая, умственная жухлость, жалкость, желтушный взгляд на мир, желчность к себе и другим, забвение товарищества. Жадность в человеке даже не смешна, она унизительна.
Иное дело — разумная бережливость; жадность — её искажение, её болезнь. Бережливостью владеет ум, жадность овладевает умом.
О зависти
Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете — значит, не нашли себя.
Зависть — чувство сложнейшее. Если ее нет даже в зачаточном состоянии, то у человека нет моторчика, который бы двигал вперед его личностный прогресс.
А если зависть охватывает его нутро, как метастазы, человек начинает гнить. Чужая радость никогда не сподвигнет его на добро, но с большей доли вероятности — на зло и подлость.

Дмитрий Лихачев о том, как отличить достойного человека от фальшивого
Интеллигентом нельзя притвориться (с) Д.С.Лихачев
Ровесники моего мужа с завистью говорят о чиновниках. Мол, ничего не делают, а деньги колоссальные получают. А подрастающее поколение все как один хотят быть блоггерами или тик-токерами: разговариваешь или танцуешь на камеру, а на твои счета спонсоры перечисляют внушительные гонорары.
Никто не хочет расти над собой, трудиться, упорствовать, преодолевать, вкалывать, ошибаться, разочаровываться, сгорать от стыда, падать, ударяться, вставать с колен и вновь пытаться сделать то, что сначала кажется непосильным.
Все хотят скатерть самобранку и ковер-самолет. Легкого успеха. Оказаться в нужном месте в нужное время.
А если нельзя получить все жизненные блага легко, то зачем гнуть спину? Жизнь-то одна. Коль платят копейки, то и работать мы будем спустя рукава. И это замкнутый круг, из которого общество никогда не выберется.
В интернете я нашла избранные цитаты Дмитрия Сергеевича Лихачева, и когда я изучила текст, мне показалось, что это — настоящая инструкция по применению о том, как надо жить. И какой меркой людей мерить.
Кто с деньгами, тот и на коне. Таков портрет героя нашего времени. Но это — потребительская, обывательская точка зрения. Человек истинный, целостный и настоящий во все времена был один. Вот его портрет:
О культуре речи
Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Речь характеризует человека в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать.
Об интеллекте
Тяжко, братья, голове без плеч, Горько телу, коль оно безглаво.
«Горе от ума» — писал Грибоедов. И правда, чем больше знаешь, тем меньше веришь людям. Но не знать, не понимать и не уметь анализировать — это словно быть слепым и блуждать в жизни наощупь.
О том, что надо быть проще
Простота и «тишина» в человеке, правдивость, отсутствие претензий в одежде и поведении – вот самая привлекательная «форма» в человеке, которая становится и его самым элегантным содержанием.

О хороших манерах
В основе всех хороших манер лежит забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.
Когда-то во времена революции высший свет выселили из их просторных квартир, наполненных изысканным фарфором и серебряной посудой, из квартир, где хранилась французская и немецкая литература и стоял рояль посреди комнаты.
Манеры оказались не нужны. Востребованы были наглость и нахрапистость. А теперь эта страница истории воспринимается обществом как одна из самых трагических, варварских.
Да и над новыми русскими, которые считали себя хозяевами жизни в 90-е годы теперь посмеиваются…
О достоинстве
Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже.
Честь, долг. К этим словам люди относятся как к рудименту, если они стоят на пути достижения цели. Многие идут на сделку со своей совестью, считая, что результат все окупит. А он никогда не окупается такой ценой.
О жадности
Жадность — это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая, умственная жухлость, жалкость, желтушный взгляд на мир, желчность к себе и другим, забвение товарищества. Жадность в человеке даже не смешна, она унизительна.
Иное дело — разумная бережливость; жадность — её искажение, её болезнь. Бережливостью владеет ум, жадность овладевает умом.
О зависти
Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете — значит, не нашли себя.
Зависть — чувство сложнейшее. Если ее нет даже в зачаточном состоянии, то у человека нет моторчика, который бы двигал вперед его личностный прогресс.
А если зависть охватывает его нутро, как метастазы, человек начинает гнить. Чужая радость никогда не сподвигнет его на добро, но с большей доли вероятности — на зло и подлость.

О мудрости
Мудрость — это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты — хитрость.
Понять как устроена жизнь — невероятно тяжело. Набиваешь миллион моральных шишек на этом пути. И вот тут у человека два пути развития: либо озлобиться на несправедливость законов нашего мира, либо принять все его несовершенства и самому генерировать добро, чтобы его стало чуточку больше.
Об умении любить
Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной осёдлости человека. Человек — это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи.
Мой близкий друг познакомился с женщиной, которая проживает в другом государстве. Они еще в переписке почувствовали родство душ. И он сожалел, что между ними такое огромное расстояние. А о переезде к нему и заикнуться боялся. Оба — взрослые люди. Дети, внуки, стареющие родители. Но женщина сама стала намекать на совместную жизнь.
Я удивилась: а как и чем она живет, раз готова бросить все, ради малознакомого человека? Свой дом, семью, друзей, работу? Неужели ее никто и ничего не держит?
Друг не стал форсировать события, предпочел не приглашать даму к себе, а лучше узнать друг друга в переписке. А потом понял: она, эта эффектная женщина, производит хорошее впечатление, но, и правда, словно не умеет привязываться и любить. А без этого человек — пустой.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями