«Пока есть время, нужно обеспечить своему мозгу молодую старость, ведь мозг — это чуть ли не единственное, что может отделить нас от старческой хандры и скуки — его живость и задор заставляют плясать и мечтать даже стариков.»
Чему мы можем научиться у детей
«Дети — настоящие, искусные ученые своих жизней. Им не нужны учебники, чтобы научиться чему-то, они берут и делают. Пять, десять, двадцать раз — пока однажды не выйдет. Они не боятся ошибиться, у них нет стыда от непонимания, они просто пробуют новое. У нас ведь далеко не все старики пользуются интернетом, имеют доступ к знаниям, хотя это может быть хорошим подспорьем для работы мозга. Почему не пользуются? Боятся сложностей и неловкости. Представьте, взрослый человек берет в руки телефон, вроде бы уже пора опыт внукам передавать жизненный, а тут какой-то телефон, которым он не знает, как управлять. Конечно, легче забросить это дело, чтобы не напрягаться лишний. И не развивается».
«Разница с детьми в том, что их мозг не может не развиваться: вокруг столько нового, невиданного, что не спросить: «Мам, а что это? А что там? А почему?» практически невозможно — все новое. Так их мозг развивается феноменальными темпами — изучает все. Мы же, взрослые, большинство базовых вещей о мире уже знаем, как нам кажется, а все то, что может заставить поломать голову, искусно избегаем — пользуемся старой информацией, паразитируем на ней и избегаем новой, от чего мозг и деградирует. Мозг по истине работает только тогда, когда сложно, когда нужно что-то понять и поломать голову! У нас есть все возможности поддерживать мозги в отличной форме, нужно лишь искать вещи, которые мы еще не знаем, которые заставят мозг попотеть. Будьте детьми: изучайте, пробуйте и не бойтесь ошибиться. Как говорил Гегель: «Осознав свое незнание, человек уже становится умнее. Глупеет лишь тот, кто свое незнание отрицает» ».
Автоматизмы — путь к деградации
«Мы живем автоматизмами: у нас устоявшиеся политические взгляды, любимые места для прогулки, круг знакомых, профессиональные навыки, любимые занятия и еще куча-куча всего. Когда вы встречаетесь с чем-то новым, вам сложно, мозг работает на максимум: задействует память, воображение и логику — три базовых составляющих мышления. Но постепенно это новое и сложное перетекает в разряд хорошо изученного и понятного: мозгу больше не нужно задействовать ни логику, ни воображение, ни даже память в полной мере — формируется автоматизм. Чтобы понять разницу между тем, что такое автоматизм, а что такое работа мозга, нам понадобиться ложка».
«Принимаясь за трапезу и взяв ложку в ведущую руку, у вас все получается здорово, можно даже отвлечься на кино, подумать о чем-то: движение настолько знакомое и хорошо выученное, что доведено до автоматизма — мозг буквально не тратит на это энергию. Но так ли мы хорошо знаем это движение? Стоит взять ложку в не ведущую руку и вы поймете разницу: никакого автоматизма нет, вам приходится мысленно контролировать руку, подносить ко рту, включать пространственное мышление и заставлять работать моторику, ни о чем другом думать вольно не выходит — это и есть мышление, когда мозгу непривычно и сложно. Конечно, это самый базовый пример, но поняв его, вы поймете, как развивать мозг: делать то, что непривычно, заниматься тем, чем не занимались полностью погружаться в процесс».
Самый простой способ сбалансированно развить мозг
«Знаете, что самое интересно в развитии мозга? Удовольствие. Да-да, для того, чтобы сформировались новые нейронные связи, мозг выделяет серотонин и дофамин — удобрение для развития мозга и связей между нейронами. Именно поэтому многие люди так увлеченно читают — это стимулирует их мозг и центры удовольствия. Но как же читать так, чтобы получать удовольствие? Ведь читают практически все, но получают удовольствие и развитие мозга — единицы. Ответ прост: вдумчиво и с паузами. Для примера стоит взять в руки книгу. Например, про Тома Сойера и Гекльберри Финна».
«Берем в руки, читаем главу и закрываем книгу. Пока наш мозг не работал, но сейчас начнет: закрываем глаза (так будет легче) и вспоминаем с чего началась глава: всех героев, которых встретили, как их зовут, какой у них характер, в каких условиях они живут, какие у них отношения с другими персонажами, как они одеты, чего хотят — нужно все это продумать. Начинайте с малого, с одной главы или даже меньше и начинайте думать. Ваша задача — воспроизвести прочитанное в голове и создать связи между героями и их миром. Читая книгу в таком стиле, вы не никогда не забудете, как зовут героев (даже второстепенных), кто с кем водится и чего хочет — начнутся появляться детали, которых другие не замечают — мозг проделают отличную работу. Как говорил Гегель: «Мышление начинается тогда, когда вы закрываете книгу» ».
По материалам — РУССКИЙ ВЗГЛЯД