На первый взгляд это кажется логичным: ребенку младшего дошкольного возраста личные деньги ни к чему. Покупать самостоятельно он еще не умеет — да и к тому же родители удовлетворяют каждую прихоть малыша. Тем не менее это факт: чтобы научиться тому или иному действию, требуется конкретный «инструмент». Для овладения ездой на велосипеде нужен велосипед. Для понимания функции и цены денег — нужны деньги, ничего сложного.
- В каком возрасте давать ребенку деньги, и чем они полезны для дошкольника?
- Сколько наличных денег давать ребенку?
- Нужно ли указывать ребенку, на что тратить деньги?
- Как научить ребенка экономить?
- «Отсроченное удовольствие»
- Платить ли ребенку за работу по дому?
В каком возрасте давать ребенку деньги, и чем они полезны для дошкольника?
Благодаря собственному мини-«капиталу» дети знакомятся с понятием сбережений, учатся расставлять приоритеты и копить, осознают, что не каждое желание исполняется сразу же. Собственная наличность дает детям шанс ошибаться и учиться на этих ошибках: если ребенок потратил деньги на покупку конфет и теперь не может с друзьями пойти в бассейн, это научит малыша планировать траты.
Что же до «подходящего» возраста, никаких волшебных цифр нет. Одни родители ждут лет до десяти-двенадцати, другие начинают в пять-шесть, третьи дают карманные деньги детям и того младше — года в три-четыре. Эксперты утверждают: подходящее время — это то, когда ребенок осознает: с помощью денег он способен купить желаемое. Опирайтесь на это условие, и, если малыш еще не проявляет к деньгам интереса, воспринимает монетки как игрушки или мгновенно теряет, взяв в руки — повремените с наличными деньгами для крохи. А вот что стоит узнать перед тем, как выдать ребенку младшего дошкольного возраста первую наличность…
Сколько наличных денег давать ребенку?
Решая, сколько карманных денег детям вы способны выделить, учитывайте финансовые ресурсы семьи, уровень собственного комфорта и стоимость жизни в том районе, где вы обитаете. Если вы — обеспеченные родители, это одно. Если в семье работает один супруг, а другой — нет, это уже другое. Ребенку младшего дошкольного возраста не требуются миллионы — смысл выдачи карманных денег детям не в том, чтобы они стали юными мультимиллионерами, а в том, чтобы научить детей правильному обращению с деньгами. Для этой цели хватит и минимальных сумм — 50/100 рублей в неделю, как вариант.
Некоторые родители дают детям наличные деньги, кратные возрасту малышей. Пятилетнему — 50 рублей, семилетнему — уже 70, а трехлетнему — 30. Подобный подход отметает вопросы: «А почему брат/сестра получает больше?» — если в семье два ребенка, старший априори получает сумму выше, нежели младший. Кроме того, нет и вопросов относительно того, когда «пособие» возрастет — в очередной день рождения.
Одни выдают карманные деньги детям раз в неделю, другие — раз в две, третьи — раз в месяц. Важно придерживаться последовательности и избрать тот график, который лучше прочего подходит для вас и вашего бюджета.
Нужно ли указывать ребенку, на что тратить деньги?
Эксперты в области финансов советуют: указывать не стоит, но посоветовать — можно. Вы вправе составить список запрещенных предметов либо же установить конкретные правила: «Не покупать ничего, что способно навредить тебе и/или окружающим».
Как научить ребенка экономить?
Дайте ребенку младшего дошкольного возраста самому отвечать за собственные траты. Мы учимся на ошибках — если не ошибаться, то никаких выводов ребенок не сделает, никакой опыт к нему не придет. Пусть он решает сам, сколько денег потратить, сколько отложить, а какой частью — поделиться с братом/сестрой/мамой/папой.
Но если вы придерживаетесь конкретных принципов в обращении с деньгами — допустим, выделяете сумму на благотворительность, — вы вправе приучать к тому же и ребенка младшего дошкольного возраста. Договоритесь, что он станет ежемесячно выделять одну десятую собственного «капитала» для благотворительности. То же относится и к экономии: если для вас важно, чтобы ребенок копил, введите правило — некоторую часть суммы малыш не тратит, а копит.
Совет. Купите ребенку не стандартную копилку с одним отделением, которую придется разбить, дабы забрать наличные деньги, а такую, где два-три отсека.
«Отсроченное удовольствие»
Представим ситуацию: вы с ребенком отправились в магазин, у малыша собственных денег с собой нет. В магазине крохе понравилась игрушка, и он умоляет вас купить ее — обещая, что по возвращении домой вернет деньги. Некоторые родители воскликнут: «Какая ерунда, неужели я не куплю игрушку собственному ребенку! Неужели я стану с него требовать деньги!» Но ведь речь идет о ситуации, в которой вы учите ребенка знать цену деньгам. А потому вы вправе выполнить просьбу малыша, но не отдавать игрушку крохе до той поры, пока не вернетесь домой и ребенок не отдаст деньги. А если у малыша не хватает? В этом случае придержите игрушку у себя — пока кроха не накопит/не заработает нужную сумму. Так малыш познакомится с ситуацией «отсроченного удовольствия».
Платить ли ребенку за работу по дому?
Немало родителей дают карманные деньги детям в виде платы за домашние дела — мытье посуды, пола или уборку в комнате. Эксперты не рекомендуют это делать. Если ребенок получает деньги за помощь по дому, он так и не осознает, что он — член семьи, равноправный член единой команды, в которой существует взаимовыручка.