Иногда человек, который пагубно на вас влияет, находится в вашем ближайшем окружении. Да что там говорить, иногда это очень близкий человек, от общения с которым невозможно полностью отказаться. Это легко советовать: порвите отношения с токсичной матерью! Но иногда и такую мать любят и жалеют. И не могут ее бросить. Может, у неё с психикой проблемы или со здоровьем. Не каждый решится оставить пожилого человека… Или проблемная коллега, — можно из-за неё уйти с работы. Но не всегда это возможно, вот в чем дело. И я это понимаю, разумеется. Когда я говорю о методе дистанцирования, это не обязательно бегство.
Можно применить психологическое дистанцирование. Главное — систематически и методично его применять и ему учиться. Проявлять постоянное внимание к этой коммуникации и постоянно себя контролировать. Похоже на детскую игру: «красный с белым не берите, «да» и «нет» не говорите, что покажется смешно, то смеяться не должно!». Нужно делать вот что:
— не инициировать контакт. Не звонить, не писать, не приглашать, не предлагать общение первому — по возможности. Поздравить с праздником, подарить подарок, если это необходимо, но не более. Не выступать инициатором общения.
— не жаловаться такому человеку на свои проблемы, не раскрывать душу и не рассказывать подробности своей жизни. Потому что каждое слово потом будет использовано против вас. Это уже случалось многократно, но вы повторяете одну и ту же ошибку: сами делитесь информацией.
— не обсуждать третьих лиц. Потому что потом вы сами будете переживать — такой человек передаст информацию, исказив ее до неузнаваемости. Или будет шантажировать вас полученными сведениями, намекая, что может и рассказать
— не одалживайтесь у такого человека. Не берите в долг, не пользуйтесь его услугами и помощью. Так вы попадаете в долговую тюрьму, из которой невозможно выбраться
— не проявляйте эмоции. Не ведите длинные беседы. Говорите чётко, вежливо и мало. Следите за временем контакта. Кислорода в баллоне хватит только на определенное время, потом вы захлебнётесь!
— не втягивайтесь в любые споры и обсуждения. Слово за слово, и вы окажетесь в ловушке. Сами не заметите, как втянулись в ссору, раздражились, а потом остались виноваты
— не поощряйте жалобы. Переводите разговор на другое любыми способами. Или сами начинайте жаловаться, или срочно находите повод прервать разговор.
Эти способы надо применять постоянно, изо дня в день. Это способ дистанцирования. Температура упадёт и давление в системе снизится, если образно говорить. Общение будет, а эмоционально вы будете находиться вне зоны доступа. И труднее будет причинить вам вред. Вся беда в том, что человек сам излишне раскрывается и приближается, а потом получает болезненный удар или плевок. Так что надо набрать дистанцию.
Иногда это и проблемного человека меняет к лучшему. Исчез привычный сценарий, пища недоступна, надо менять поведение! Так что дистанцирование полезно для обеих сторон. И позволяет избежать вражды и открытого конфликта.
Автор: Анна Кирьянова