Уровни мышления: Копать глубже, мыслить шире

 

Уровни мышления: Копать глубже, мыслить шире

Уровни мышления: Копать глубже, мыслить шире

Уровни мышления: Копать глубже, мыслить шире

Альберт Эйнштейн когда-то сказал, что проблемы, с которыми мы сталкиваемся, нельзя решить на том же уровне мышления, на котором они возникли!

По материалам — море смысла

Мышление состоит из нескольких уровней, но выйти за пределы самого первого из них удается очень немногим. Лучше всего многоуровневость развита у любителей покера.

Популярность этой концепции берет свое начало с бестселлера Дэвида Склански «Покер без границ: теория и практика», где он дал определение нескольким уровням мышления, применяемым разными игроками:

Нулевой: Полное отсутствие мыслей.
Первый: Какие у меня карты?
Второй: Какие карты у них?
Третий: Какими картами, по их мнению, я располагаю?
Четвертый: Какими картами, по их мнению, я считаю, что они располагают?
Пятый: Какими картами, по их мнению, я думаю, что они считают, будто я располагаю?

Уровневое мышление может указать на недостатки в вашем способе принятия решений, помогая сделать выбор с низким или нулевым риском.

Выигрывает тот, у кого риск меньше.

Когда вы думаете на разных уровнях, это влияет на ваши решения. Увеличивается эффективность самого процесса мышления, что сокращает вероятность принятия неправильных решений. Вы подбираете кусочки информации, осмысливаете значение полученных сведений и убеждаетесь в их истинности еще до того, как прийти к определенным умозаключениям.

Мыслители, думающие сразу на нескольких уровнях, анализируют картину в целом, принимая во внимание ее отдельные части. Они соединяют каждый из кусочков в цельное полотно.

Профессор Роберт Стернберг, преподающий психологию в Йельском университете, уверен, что успешные личности пользуются тремя типами разума: креативным, аналитическим и основанным на практике. Успешный человек, согласно теории ученого, владеет тремя сразу.

Почти все принимаемые нами решения основываются на жизненном опыте или наработанных ментальных моделях, состоящих из того, что мы узнали на школьной скамье, в родительском доме, прочитали или услышали. Так формируется мировоззрение.

Люди понимают окружающий их мир путем построения у себя в мыслях его «модели». Пытаясь решить, что нам делать, мы можем симулировать ситуацию, «прогоняя» ее через эту самую модель. Это симуляция внешнего мира в вашем мозгу.

Вместо мимолетного мышления вы применяете ментальные модели, чтобы проанализировать каждую ситуацию еще до того, как сделать свой выбор.

Давайте подробнее разберем особенности трехуровневого мышления.

«Разум, стремящийся к новому опыту, уже никогда не сможет вернуться к былой жизни», — Оливер Венделл Холмс мл.

Первичное мышление

Эти мыслители занимаются в основном наблюдением, и редко прибегают к анализу или интерпретации. Они поглощают информацию в том виде, в каком она к ним поступает.

Г. Маркс в своей книге говорит следующее: «Первичное мышление очень упрощенное, а потому доступно каждому человеку. Все «первичные» мыслители нуждаются в какой-нибудь информации о будущем. Вторичное же мышление отличают глубина и сложность».

Данный тип мышления предполагает, что у человека нет причин выходить за рамки нормального, адаптироваться или анализировать.

Вторичное мышление

Тут вы начинаете интерпретировать данные, находить связь и смысл.

Помните слова С. Джобса: «Точки не соединить, если смотреть только вперед. Это становится возможным, только если обернуть свой взор в прошлое. Поверьте, что эти точки сами соединятся в будущем».

Этот уровень требует немало усилий. Здесь мыслители уже прибегают к интерпретации и анализу увиденного, соединяя части этой информации, чтобы найти в ней смысл.

Изобретатели 21-го века, занимающиеся улучшением предыдущих наработок вместо кардинального изменения всей индустрии, мыслят на втором уровне. Сюда можно отнести программное обеспечение, которое помогает нам лучше работать, самолеты, летающие быстрее и дальше, более «умные» телефоны и машины с лучшим дизайном.

Эталонным примером может послужить смартфон, которого непосредственно коснулся Закон Мура: его производительность постоянно растет за счет ускорения работы процессора, не требуя при этом какого-то технологического прорыва на рынке устройств. Такие улучшения помогают людям сэкономить время, но они не имеют никакого отношения к трансформационным процессам.

Мыслители этого уровня лучше обобщают данные. Они быстрее приспосабливают свои идеи для более лучшего понимания картины происходящего в целом. Такие личности могут выявлять скрытые предположения и идеи, а также определять связи между частями или между общей картиной и кусочками информации.

Третичное мышление

Это высший уровень. Такие альфа-мыслители могут превращать знания – применять принципы одной сферы в других, не имеющих к ней отношения. В качестве примера подойдет захватывающая история молодого Стива Джобса. Будучи изгнанным из школы, Стив записался на курсы каллиграфии. Бессмысленное поначалу занятие дало ему навыки, которые нашли свое применение в дизайне первого легендарного Mac.

Вывод: то, что вам может понадобиться в будущем, непредсказуемо. Просто пробуйте что-то новое и смотрите, насколько этот опыт потом согласуется с вашими знаниями.

Чтобы прийти к более полному пониманию проблемы, представители уровня альфа рассматривают ситуацию с разных точек зрения. В их головах рождаются креативные мысли, гениальные планы, новаторские стратегии и необычные варианты решения обычных проблем. А это позволяет развиваться в человеке внутреннему гению и менять ход истории.

Нужно лишь начать спрашивать намного больше, чем просто «почему».

Именно в умах креативных людей, практикующих третичный уровень мышления, и живут трансформационные идеи глобального характера. Умственная работа таких личностей улучшает наш мир, поскольку они открывают окружающим дополнительные варианты выбора, исследуют новые места и возможности. Они игнорируют очевидное, создавая невиданные ранее связи. «Альфы» всегда идут в авангарде инженерной науки и медицины.

У каждого человека есть потенциал стать «альфой», но мы перестаем развиваться как вид, когда наша лень не дает нам задавать новые вопросы. Когда нам слишком комфортно, чтобы менять текущую точку зрения, или когда мы слишком устали, чтобы задавать вопросы «почему».

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями